на главную карта сайта написать письмо
Главная arrow История Завьялово arrow Сельское кладбище - часть нашей истории
Сельское кладбище - часть нашей истории Версия для печати Отправить на e-mail
В архивных документах и церковных записях нет упоминаний о местонахождении кладбища. Но со слов своих бабушек и пожилых людей мне известно, что почти до конца XIX века захоронения умерших родных прихожане Богоявленской церкви производили на горе, называемой Вересник.
Действительно, здесь и по сей день заметны холмики могилок. В старину женщины не ходили на кладбище во время похорон, а оставались дома: мыли полы, стирали, готовили поминальный обед. По местным обычаям, народ на кладбище приходил только в дни поминовения. И не все ухаживали за могилами близких.
Священнослужители села Завьялово в 1900 году писали прошение преосвященнейшему Никодиму - епископу Сарапульскому - указывая, что большинство крестьян к содержанию могил своих предков относится небрежно, а некоторые «совершенно никогда не посещают места вечногоупокоения своих близких». Далее священнослужители пишут, что привить христианам уважение к местам захоронений, возможно, поможет построение часовни или храма на пожертвования прихожан.
Указом его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, от 9 ноября 1900 года разрешено строительство часовни.
Для кладбища отвели место на горе Вересник через овраг в начале XX столетия. Кладбище оканавили, поставили ворота и начали строить часовню. Строительство вела семья церковного старосты Александра Захарова при активном участии его сына Максима.
Позднее Максима Захарова взяли в армию, ему пришлось участвовать в Японской войне. Часовню освятили, но служб провели немного. Вернувшись с войны, Максим Александрович обнаружил, что часовню начали разбирать, а впоследствии по решению собрания жителей села Завьялово часовню перевезли к школе и построили дом, в котором жил директор Завьяловской школы.
Однако Максим Захаров, будучи глубоко верующим человеком, позднее за своим домом, на территории усадьбы, сделал пещеру в горе, где устроил часовню. Здесь стояли подсвечники, большие красивые иконы. Дверь была тяжелая, с большой металлической ручкой. Впоследствии вход в пещеру завалили землей. В начале 1950-х годов дети (в большинстве мальчики) с любопытством и каким-то страхом заходили в это помещение и с глубоким таинством, волнением рассказывали, что там есть.
Судьба Максима Захарова трагична. В 1933 году собрание жителей Завьялова решило отнести его к группе кулаков. Однако он написал на имя М. И. Калинина в Москву письмо-заявление с просьбой о восстановлении его в избирательных правах. Калинин распорядился перевести просителя в середняцкую группу, восстановить в избирательных правах и не допускать репрессий.
Однако в 1937 году он был арестован по ст. 58-10 УК РСФСР и «тройкой» НКВД 26 октября 1937 года приговорен к расстрелу. Прокуратурой УАССР 27 июня 1989 года М. А. Захаров реабилитирован.
Возвращаясь к истории кладбища, скажу: собрание колхоза «Россия» по просьбе Завьяловского сельского Совета и начале 1966 года отвело 10 га пахотных земель к северу от кладбища для дальнейших захоронений. К началу 90-х годов еще отвели земли с южной стороны, которая уже почти полностью занята.
Жители села и окрестных деревень, уехавшие на постоянное жительство в Ижевск, стараются похоронить своих умерших рядом с родными, это желание понятно.
Со дня основания церкви в Завьялове проводили захоронения всех прихожан, какими являлись христиане еще из пяти современных сельских администраций: Казмасской, Каменской, Октябрьской, Первомайской, Якшурской.
Конечно, многие люди проявляют заботу о состоянии могилок своих родных.
По состоянию кладбища можно судить о нравственности людей. В последние годы к нему сделана хорошая дорога, работают ритуальные службы. Но территории кладбища нужна забота населения.
Римма Тимофеевна Миронова,
ветеран труда, почетный гражданин Завьяловского района
 
< Пред.   След. >