на главную карта сайта написать письмо
Главная arrow История Завьялово arrow История Свято-Никольского храма
История Свято-Никольского храма Версия для печати Отправить на e-mail
Страницы истории Свято-Никольского храма в селе Завьялово Удмуртской Республики писали краеведы исторического музея Завьяловской средней школы по благословении настоятеля храма протоирея Сергия (Кондакова).
 
Первая церковь в Завьялове
Еще в 1557 году Ожмек Черный от имени 17 удмуртских семей обратился к царю Ивану Грозному за благословением на принятие христианской веры. С тех пор православный государь стал покровительствовать первым христианам этого края. Можно представить, как трудно было тогда православным удмуртам среди окружающих их враждебно настроенных язычников и иноверцев, но постепенно истина Христова распространялась среди народа.
Приход в Завьялове образован по представлению Казанской новокрещенской конторы в Святой Синод от 11 февраля 1749 года.
Удмурты, отвергшие язычество в 1751 году, разобрали и языческое капище, где поклонялись языческим богам. И из тex же бревен соорудили храм во имя Святителя Николая Чудотворца в 1754 году.
 
Из жития Николая Чудотворца
Святитель Мир-Ликийский архиепископ Николай прославился как ревностный защитник христианской веры, помощник всех униженных и бедствующих. При жизни по его молитвам совершались многие чудеса Божии. После окончания своего земного пути Святитель Николай помогает обращающимся к нему за помощью. Николай Чудотворец - самый известный и любимый праведник среди всех святых. Его почитают даже многие мусульмане и иудеи. Храм в селе Завьялово получил такое название в его честь.
Престол был один. Церковь стала называться Николаевской. Даты ее существования с 5 мая 1754-го по 1787 год.
 
Пугачевщина в селе
Николаевская церковь в период Пугачевского восстания сильно пострадала.
Историк П. Н. Луппов в книге «Христианство у вотяков со времени первых исторических известий о них до XIX в.» пишет: «27 июня 1774 года предводительствуемая Пугачевым вольница вступила в новокрещенское село Завьялово; церковь, священноцерковнослужительские дома были разграблены; один из священников Елисей Кузьмин заколот до смерти. На другой день толпа новокрещеных вотяков, прихожан с. Завьялово, человек в 60, схватила оставшихся в живых (священника, диакона, 23 дьячков и двоих пономарей) и привела их к Пугачеву, который в это время был около Ижевского завода, расположившись на казенных лугах. Пугачев тотчас приказал повесить всех приведенных, кроме священника и одного из дьячков. Пугачев намеревался было повесить священника Стефана Андреева, но потом, приказав остричь ему волосы, взял его с собой в качестве проводника; из-под Казани священник сбежал. В его отсутствие новокрещеные разграбили в церкви денежную казну и унесли ризу».
Мученическую смерть принял священник Алексей Красноперов. Промыслом Божиим один из его помощников стал известным иеромонахом Иувианом, подвижником и летописцем Валаамского монастыря, который долго хранил память о своем предке и описывал эти страшные события так: «…Следуя по родной мне Каме, пришлось проехать столь же родные места: Оханск, Осу, Камско-Воткинский и Ижевский заводы, Завьялово, Гольяны, Сарапул. Те именно места, где на протяжении нескольких столетий мои предки служили Святой Церкви, а в с. Завьялово мой прапрадед завершил свой пастырский подвиг мученическую кончиною в черный год пугачевщины. Местное предание говорит об этом так: «Священствовавший в черный год пугачевщины в Завьяловском селе священник Алексей Красноперов, схваченный шайкою Пугачева, был повешен бунтарями на проселочных воротах близ села Завьялово.
Когда доблестного пастыря, обличавшего разбойника Пугачева в самозванстве, вели на смертную казнь, то теснившийся около него народ давал ему в руки зажженные восковые свечи, с которыми он шествовал к месту своей казни. От многих свечей, бывших в руках отца Алексея, руки страдальца были облиты топившимся воском. Повешенный на перекладине сельских ворот, он тут же был погребен вместе с другими жертвами злодейства шайки мятежников».
Пугачевщина — это одно из испытаний, которое перенесла церковь в селе. Господь помог народу в ее восстановлении, хотя в то время часть новокрещеных крестьян не имела глубины веры, поэтому предала в руки Пугачева священников, грабила церкви.
 
Строительство Богоявленской церкви
 С периода возникновения в Николаевской церкви была и реконструкция. По представлению Вятской духовной консистории от 30 декабря 1769 года на южной стороне церкви разрешено устроить теплый придел во имя Богоявления Господня. Согласно резолюции Преосвященного Лаврентия от 13 марта 1784 года по просьбе прихожан начался ремонт церкви и по его окончании престолы были освещены с заменой одного престола другим: в холодной церкви 9 мая 1787 года был освещен престол во имя Богоявления Господня. (Церковь с этого года - 1787-го - будет носить название Богоявленской.) А в теплой части храма 6 декабря 1796 года престол освещен в честь Святого Николая Чудотворца.
Прихожане в 1815 году выразили пожелание построить в селе каменный храм. Начался сбор пожертвований. На его строительство выдана храмозданная грамота № 4650 от 15 ноября 1830 года.
Краевед В. Ватлин в статье «Из истории церквей района» (Ленинец. 1991. 28 февр.) сообщает, что место для строительства храма было хорошо продумано. Он приводит в статье текст грамоты епископа Вятского Кирилла от 15 ноября 1830 года на построение в селе Завьялово каменного храма во имя Богоявления Господня с двумя приделами: «Благословить оную каменную церковь в означенное наименование на удобнейшем и пристойнейшем месте на восток. Строить по плану и фасаду, архитектором утвержденному, и по построении убрать святыми иконами и прочим церковным благолепием. И когда та церковь строением окончена им всем принадлежащим украшением в совершенство приведена будет, то об освещении оной просить особо».
В журнале «Вятские епархиальные ведомости» (№ 23. 1873) сообщено, что каменное здание Богоявленской церкви было построено в 1839 году. В церковный приход входило 22 селения на расстоянии 12 верст от села, прихожан было более 6 тысяч человек, в том числе удмуртов - более 5,3 тысячи человек.
Церковь построена на средства прихожан с тремя престолами: в холодной церкви престол освящен 19 сентября 1839 года во имя Богоявления Господня, а в теплой части - правый - в честь Казанской иконы Божьей Матери. Левый престол освящен в честь Николая Чудотворца.
По указу Вятской духовной консистории от 16 марта 1846 года за № 1547 старую деревянную церковь разрешено разобрать и из нее построить часовню на кладбище.
Церковь строилась на народные деньги, прихожане активно участвовали в сборе пожертвований. Известно, что многие крестьяне из близлежащих деревень к селу Завьялово работали на Ижевском оружейном заводе, их называли непременными работниками. По просьбе непременных работников, А. Максимова и Софрона Тукмачева, среди рабочих оружейного завода был обсужден вопрос о материальной помощи на строительство церкви, так как денег не хватало. После этого непременные работники Ижевского оружейного завода решили ежегодно жертвовать на строительство храма 1 рубль (по частям).
 
С. Е. Дудин — архитектор Богоявленской церкви
Начало XIX века для Удмуртского края характеризовалось большим количеством строительства храмов. За первую четверть XIX века в Вятской губернии их возведено 118. Профессиональный уровень архитекторов духовных сооружений был очень высок. Сформировалась прикамская ветвь школы мастеров русского классицизма А. Д. Захаров, С Е. Дудин, В. Н. Петенкин, среди них особенно известно имя Семена Емельяновича Дудина, выпускника Петербургской академии художеств, ученика выдающегося петербургского зодчего Андрияна Захарова. С. Е. Дудин спроектировал подлинный шедевр - главный фабричный корпус Ижевского оружейного завода (1808-1843). Совместно с архитектором А. Д. Захаровым составил проект собора Александра Невского (1820 - 1823), ему принадлежит проект Преображенского храма (1814-1836) в селе Мазунино Сарапульского района, он же один из авторов Троицкой церкви в городе Ижевске (1814), по его проекту  строился оружейный «Арсенал» в Ижевске (1822—1825). Имя С. Дудина - известного архитектора - имеет особенное значение и для Богоявленского храма в селе Завьялово: он составил его проект. Храм построен в стиле русского классицизма, и после всех ран, нанесенных в разные времена, он не утратил и сегодня своей культурной значимости и является шедевром зодчества, ценнейшим памятником истории, в миниатюре напоминающим собор Александра Невского в Ижевске.
Ценность спроектированного С. Е. Дудиным храма в том, что им использованы редкие архитектурные формы: очень широкий алтарный выступ, «разорванный» фронтон с прочным окном над пилястровым портиком, рустовка нижнего яруса под колокольней. Все смело, гармонично, немного в «итальянском вкусе», усвоенным зодчим в Риме.
 
Церковь и воспитание
 «Во второй половине XIX века, в 1868 году, было открыто Завьяловское народное училище Сарапульского уезда, в программе обучения которого тоже лежали духовные познания» (журнал «Сарапульское уездное земское собрание». 1881. С. 170).
В 50 - 60-е годы XIX столетия церковь имела большое значение в развитии просвещения детей, с этой целью в приходе открылись школы.
В 1853 году была открыта в селе Завьялово смешанная одноклассная школа с тремя отделениями.
Кроме одноклассной школы, церковно-приходской, в середине XIX- начале XX века действовали учебные заведения и другого статуса. В частности, в 1898 году в Завьялове была земская школа, о чем свидетельствуют материалы архива Удмуртии (ф. 245, оп. 3, № 418, с. 469-470).
В этих документах есть «Сведения об инородцах Завьяловского прихода «3» благочиннеченского округа Сарапульского уезда». В документах отмечено, что в земской школе обучалось 46 (м.), 2 (д.). Этот документ гласит нижеследующее:
«...к выдающимся добродетелям вотяков нужно отнести то, что они усердно посещают Храм Божий в воскресенье и праздничные дни, приносят детей для приобщения Святым Таинствам, охотно отдают детей в школу учиться».
Но в документе дается анализ и проблем, связанных с духовным воспитанием отдельной части молодежи, которая проводит время на вечеринках, что часть прихожан не соблюдает постов, есть случаи супружеской неверности.
Отмечается, что вотяки бережливы до скупости, но склонности к воровству между ними замечены очень редко.
Подобный анализ духовной зрелости прихожан доказывает, что роль церкви в то время была очень велика, именно в Храме Божием прихожанин узнавал значение Божиих заповедей, и церковь помогала их осознавать. В семьях, где дети получали образование, имелись святые книги: «Евангелие», «Закон Божий», «Псалтырь».
В историческом музее Завьяловской средней школы имеются книги «Закон Божий» 1917 года издания, «Псалтырь» на церковнославянском языке. В школьном историческом музее хранится редчайший, интересный учебник «Руководство к преподаванию грамоты и русского языка по Букварю, первой учебной книжки и учебнику для вотяков». Издан в Казани 1889 году в типографии Императорского Университета. Учебник пронизан духовным началом. В нем есть раздел «Молитвы с переводом на удмуртский язык», где дается методика усвоения молитвы на 2 языках — русском и удмуртском. Подбор текстов для упражнений тоже носил воспитательный характер.
В упражнениях использовались притчи, поучения из Библии. Поэтому на основе таких книг с детства ребенок постигал главную заповедь «Возлюби Господа своего».
Нужно отметить, что церковь вела немалую воспитательную работу по заповеди «Не убий». В Государственном архиве Удмуртии найден список, где можно найти интересные сведения о прихожанах села Завьялово 1897 года, по которому видно, что большинство семей были многодетными: от 7 до 11 человек. Малосемейных были единицы.
В 1885 году в Богоявленской церкви несли службу три священника, диакон, три псаломщика. Священство в этот период вело большую духовную и просветительную деятельность, о чем свидетельствует документ из Центрального архива «Дело о награждении Похвальным листом церковного старосты Завьяловской церкви Александра Захарова». Его содержание таково: «25 сентября 1900 года Указом его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, крестьянина с. Завьялово, церковного старосту Александра Захарова (1-го), наградить Похвальным листом».
Состояние церкви было следующее: в 1901 году в главном приделе храма был ремонт, поставлен новый иконостас. Прихожан было 4481 человек. Среди них числилось немало русских, небольшая часть удмуртов продолжала выполнять языческие моления, приносила жертвы в лесах, на полях, преимущественно весной, после сева, но обычаи эти держали старики.
С церковной кафедры велось много поучений о выполнении Божиих заповедей, соблюдении девства до замужества, значении постов. После богослужений проводились религиозно-нравственные чтения.
В приходе в 1901 году числились земская двухклассная школа, четыре одноклассных и две школы грамоты, где трудились такие священнослужители, как Иоанн Помосов, Михаил   Васнецов, диакон Павел Шкляев.
В конце XIX- начале XX века каждый христианин испытывал благодатное духовное влияние церкви. Поэтому, наряду со строительством храмов, возводились и часовни на кладбищах.
 
Строительство часовни
 В 1888 году в деревне Динтем-Бодья, в 1901-м - в деревне Русская Казмаска были построены часовни. В Государственном архиве Удмуртии обнаружен документ о строительстве часовни и на кладбище села Завьялово. Документ называется «Дело о постройке часовни на кладбище в с. Завьялово 1900-1901 гг.». Его содержание:
«Указ его Императорского Величества, Самодержца Всероссийского, из Святой Духовной Консистории, Сарапульскому Духовному Правлению».
Постановление Сарапульского Духовного Правления от 13 июня 1900 года о разрешении постройки деревянной часовни на кладбище Завьялова.
 
Члены Консистории:
  1. Священник Николай.
  2. Секретарь (подпись).
  3. Столоначальник (подпись).
В прошении о постройке подписались:
  1. Священник Михаил (Васнецов).
  2. Священник Петр (Тряпицын).
  3. Диакон Павел Шкляев.
  4. Псаломщик Василий Луппов.
  5. Церковный староста Александр Захаров.
Христианин помнит, что часовни и надмогильныепамятники служат одной и той же цели: соединению живых с умершими. Ничто материальное в горе человеку не мило, и таинственное общение у него происходило именно в часовне при возжигании поминальных свечей перед иконами в молитвенном сосредоточии.
Не стало часовен на кладбище, не стало утешения для тысячи убитых горем людей. И забывают порой люди могилы своих родных, зарастают они, как и души людей, бурьяном, и рвется невидимая тонкая связь поколений.
 
Хозяйство церкви
В хозяйстве церкви того периода имелась и земля: усадебной - до 10 тысяч кв. саженей, пахотной - до 10 десятин, сенокосной - 5 десятин.
К началу XX века состав прихода значительно вырос, о чем говорят такие цифры: в 1904 году в состав прихода входило 26 населенных пунктов с количеством прихожан: мужчин – 4637, женщин – 4818, при числе дворов прихода Богоявленской церкви 1182.
 
Церковно-приходская школа
В начале XX века церковь продолжала обращать большое внимание на развитие образования в селе. В 1905/06 году в херковно-приходской школе с 20 сентября начались занятия. Изучались обязательные предметы: Закон Божий, объяснительное чтение, грамматика, славянский язык, арифметика, письмо, диктовка. В библиотеке было 64 книги, из них 34 - духовно-нравственных.
 
< Пред.   След. >